С целью совершенствования системы расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, облегчения финансовой нагрузки на потребителей этих услуг, а также с целью адаптации к ранее обозначенных указом № 535 подходов Минэкономики, Минжилкомхозом совместно с Комитетом госконтроля был выработан ряд мер, воплотившихся в пунктах нового указа № 107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению», который был подписан Президентом 23 марта 2016 года.
Что греха таить, сегодня население не готово взять на себя тотальную ответственность за управление, контроль, полноправную и надлежащую эксплуатацию общего совместного имущества. Не готово ни морально, ни материально. К тому же для этого не была подготовлена как следует почва. Новый указ призван эту почву подготовить, причем начав не с ответственности потребителей, а с ответственности той организации, которая предоставляет услуги, при этом давая понять: дом — целостная цепь дорогостоящего оборудования, за которым необходимо следить, обслуживать и, соответственно, оплачивать.
Итак, что же принципиально меняется?
В целом
Новый указ — документ, где представлен полный перечень предельно-допустимых тарифов основных жилищно-коммунальных услуг. Он является переходным мостом, определяющим подходы в распределении стоимости услуг на предстоящий год. Важно отметить, что указ № 107 будет действовать в течение одного года.
Для эксплуатирующих организаций, исполкомов
Самое главное нововведение документа — термин «предельно допустимая цена». Это та стоимость, в рамках которой организация имеет право осуществлять работы по оказанию той или иной услуги. Допустимые тарифы и размеры возмещения расходов установлены по всем основным ЖКУ:
- Водоснабжение — 2790 руб./1м3
- Канализация — 1863 руб./1м3
- Капремонт — 880 руб./1м2
- Теплоснабжение (отопление и подогрев воды) — 133 417 тыс. руб./1 Гкал
- Техобслуживание дома – 994,9 руб/ м2
- Обращение с твердыми коммунальными отходами — 73700/1 м3
- Техническое обслуживание лифта — 6911 руб./чел.
- Санитарное содержание вспомогательных помещений — 5300 руб./чел.
- Техническое обслуживание запорно-переговорного устройства — 9100 руб./квартира
- Электроэнергия мест общего пользования — 3900 руб./чел.
- Электроэнергия для работы лифта — 2600 руб./чел.
— Данные предельные тарифы и размеры возмещения расходов должны стать толчком для облисполкомов к просчетам своих тарифов как в разрезе районов, так и в разрезе различных серий домов. Если они выше предельно допустимых, то необходимо принять меры по сокращению затрат. Если ниже, то должен быть утвержден свой тариф. Например, сегодня в составе техобслуживания жилого дома примерно 60 % — это заработная плата. Но в столице она одна, а в городском поселке — другая. Так, если большая часть в услуге — заработная плата, то и уровень стоимости услуги должен измениться.К тому же есть девятиэтажные дома, есть 25-этажные, есть с пожарными системами, а есть без. Все это влияет на тариф и на подвижность определенных нами предельных цифр. Но выше установленных указом они быть не могут. Все это касается и воды, и вывоза отходов и т. д., — комментирует Первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Олег ПОСКРОБКО.
С целью побудить эксплуатирующие организации к снижению затрат принято еще несколько мер. Например, на них возложены обязанности по замене лампочек в подъездах. Если ранее речь шла только о замене на лампы, предусмотренные документацией дома, то теперь ЖЭС естественным образом будет заинтересован в сокращении затрат и замене установленных ламп на более эффективные. То есть организациям дан год, чтобы оснастить дома надлежащим оборудованием и только после этого в перспективе можно будет переложить эту обязанность на жильцов. Кроме этого, каждый дом должен быть оснащен приборами учета, с показаниями которых имеет право ознакомиться любой проживающий, чтобы в конечном итоге знать, за что платит.
Что касается уборки вспомогательных помещений, то здесь эксплуатирующая организация тоже должна просчитать, каковы расходы на уборку, ее периодичность и как можно повлиять на затраты. Жильцы по-прежнему могут отказаться от предоставления данной услуги ЖЭС. Если они решили, что наводить блеск в их подъезде будет все-таки государственный подрядчик, он же ЖЭС, необходимо выбрать старшего по подъезду для облегчения контроля за уборкой и подписания акта выполненных работ. Эту процедуру никто не отменяет.
— Эксплуатирующая организация обязана придерживаться той периодичности, которая установлена постановлением № 12, а также санитарно-гигиеническими нормами, — говорит заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Геннадий ТРУБИЛО, курирующий данный вопрос.
Что касается технического обслуживания лифта, то его стоимость составляет 6911 рублей с человека, как и было ранее. В эту цифру, помимо обслуживания, включены возможные риски поломок и различных аварийных ситуаций.
Геннадий Алексеевич пояснил, что лифтовым организациям поставлена задача проанализировать, как можно сократить прежде всего собственные затраты и расходы. Так, например, сегодня есть возможность установить дистанционное оборудование, при котором ежедневный личный выход мастера на объект не нужен. Необходимо просчитать, какие первоначальные расходы нужно понести, чтобы в будущем сократить стоимость эксплуатации. Также рассматривается вопрос о пересмотре некоторых видов регламентных работ, которые могут быть исключены без ущерба для безопасности жильцов.
Для потребителей
Вы, наверняка, уже заметили, что расчет многих коммунальных услуг будет производиться исходя из зарегистрированных в квартире жильцов. Такой шаг государство сделало по просьбе самих же граждан, которые долгое время недоумевали, почему «метры ездят в лифтах». Такой подход идет в разрез как с общемировой практикой, так и с Жилищным кодексом, который предусматривает, что общее имущество должны содержать собственники соразмерно занимаемой площади. Но с целью адаптации населения к новым условиям сегодня приняты именно такие меры. Теперь, если в квартире зарегистрировано пять человек, но ютятся они в однушке, то платить придется больше, нежели, например, соседу, живущему вольготно в трешке. В общем, есть повод еще раз хорошо задуматься и потихоньку начинать привыкать к мировой практике.
В извещениях
В целом не предполагается значительных изменений в счет-извещениях. Можно сказать, что видоизменятся услуги по техническому обслуживанию жилого дома и пользованию лифтом. Из первой услуги в отдельные строки выделятся санитарное содержание вспомогательных мест, электроэнергия мест общего пользования, уборка придомовой территории. Из второй — техническое облуживание лифта и возмещение электроэнергии на его движение.
Обратите внимание
Указом предусмотрено освобождение от уплаты за техническое содержание лифта и обращение с твердыми коммунальными отходами граждан, которые имеют льготы по оплате за ЖКУ (список определен пунктом 2 статьи 16 Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007 года). Скидку 50 % в оплате этих услуг имеют граждане, наделенные льготами в соответствии с пунктом 3 статьи 16 того же Закона.
Указ вступает в силу с 1 марта 2016 года и распространяется на отношения, возникшие с января 2016 года. За январь не будет произведиться перерасчет таких услуг как водоснабжение и водоотведение.
Данный подход сохранится на год, чтобы в первую очередь просчитать наилучший путь дальнейшего развития и обеспечить разумное совершенствование отрасли, учитывая и возможности потребителей.